Главная » Статьи » Мои статьи » Педагогика

Тенденции развития информатизации процесса обучения (статья)

Колобовникова Анна Владимировна, Пирожкова Татьяна Викторовна, г. Кемерово

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

 

Современное общество, находясь на пути развития информатизации в качестве одной из основных задач, стоящих перед системой образования выдвигает  информатизацию образования.

В настоящее время в системе образования сложились основные направления применения в учебном процессе информационных технологий, среди которых использование в процессе обучения автоматизированных систем и комплексов; использование экспертных систем и систем поддержки принятия решений; освоение информационных технологий с ориентацией на дальнейшее применение в профессиональной деятельности; использование информационных технологий в качестве дидактического средства и для моделирования различных объектов и процессов; повышение творческой составляющей учебной и исследовательской деятельности.

Тенденции развития информатизации образования. В настоящее время в развитии процесса информатизации образования проявляются следующие тенденции:

1) необходимость формировать систему непрерывного образования как универсальной формы деятельности, устремленные на постоянное развитие личности в течение всей жизни;

2) создание единого пространства для образовательного процесса;

3) активное внедрение новых средств и методов обучения, ориентированных на использование информационных технологий;

4) синтез средств и методов традиционного и компьютерного образования;

5) создание системы опережающего образования.

В современной практике информационные технологии дают практически неограниченные возможности в размещении, хранении, обработке и доставке информации на любые расстояния, любого объема и содержания. В этих условиях на первый план при организации системы обучения выходит содержательность обучающего материала, при условии нормального технического оснащения организации обучения. Имеется в виду не только отбор материала по содержанию, но и структурная организация учебного материала, включение его в процесс обучения. Требуется создание не просто автоматизированных обучающих программ, но создание именно интерактивных информационных сред общения с обучающимися, созданных на основе значительно расширенных дидактических возможностей современных компьютерных средств обучения и средств телекоммуникационной связи.

Распространение использования сети Интернет и локальных сетей в вузах и других учебных заведений настоятельно требует разработки и применения новых программных продуктов для управления, точнее, направления познавательной деятельностью. Такими программными продуктами могут стать автоматизированные средства обучения, к которым мы относим:

  • информационно-обучающие сайты;
  • информационно-предметные среды обучения;
  • электронные гиперссылочные и мультимедийные учебные материалы;
  • программы управления поисковой и познавательной деятельностью обучающегося;
  • контрольно-обучающие программы;
  • тренажеры;
  • профильные автоматизированные рабочие места;
  • компьютерные лабораторные комплексы

Однако нужно использовать в комплексе. А для этого необходимо создание единого информационно-образовательного пространства университета.

Это позволит управлять в едином комплексе образовательной, научно-исследовательской и организационно-коммерческой деятельности высшего учебного заведения на этапе внедрения современных информационных технологий.

В качестве основных компонентов, определяющих уровень информатизации вузов, были ИТ-стратегия; электронный портал; электронные библиотеки; системы дистанционного обучения (СДО); системы электронного документооборота (СЭДО); системы управления кадрами; системы управления финансами и бухучета; аналитические системы управления деятельностью вуза.

Таким образом, использование информационных технологий в образовании позволит:

1) повысить качество подготовки специалистов на основе использования современных информационных технологий в учебном процессе;

2) применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;

3) интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.);

4) адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;

5) разработка новых информационных технологий обучения, способствующих активизации познавательной деятельности обучаемого и повышению мотивации на освоение средств и методов информатики для эффективного применения в профессиональной деятельности;

6) обеспечение непрерывности и преемственности в обучении;

7) разработка информационных технологий дистанционного обучения;

8) совершенствование программно-методического обеспечения

учебного процесса;

9) внедрение информационных технологий для обучения в процесс специальной профессиональной подготовки специалистов различного профиля.

Категория: Педагогика | Добавил: t-pirojkova (27.12.2018)
Просмотров: 77 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar