Главная » Статьи » Мои статьи » Экономика и финансы

Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции в условиях рыночной экономики (статья)

УДК 338.43

 

РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Пирожкова Т.В., ассистент

Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт, г. Кемерово

 

Российская рыночная экономика еще очень молода, и не успела сформировать устойчивых механизмов регулирования рынка сельхозпродукции. Чтобы не допускать серьезных ошибок в развитии сельского хозяйства, требуется изучение функционирования длительно работающих этом направлении стран с рыночной экономикой. Немалый интерес в этом плане представляет изучение данного направления в странах Евросоюза и США.

Одной из характерных черт рынка сельхозпродукции в этих странах является устойчивое превышение производства над потреблением. Это объясняется несколькими причинами:

1)Низкой мобильностью сельского населения. Традиционно село практически лишено эффективной и дешевой транспортной системы, что затрудняет для сельских жителей поиск работы вне сельскохозяйственного сектора.

2)Низкой ликвидностью сельскохозяйственных активов. Сельскохозяйственные постройки невозможно перенести и, чаще всего, даже перепрофилировать под другие нужды. Сфера применения тракторов, комбайнов и другой сельскохозяйственной техники также очень сильно ограничена.

3)Техническим и технологическим прогрессом. Эффективность и экономичность новой сельскохозяйственной техники, выведение более урожайных видов растений и животных, появление новых средств борьбы с вредителями, и новых технологий выращивания – все это серьезно влияет на общую эффективность производства, и увеличение производительности труда. Так, например, в США за период с 1820 г по 1990 г производительность труда выросла более чем в 24 раза.

4)Устойчивостью доходов от производства сельскохозяйственной продукции. Все страны Евросоюза тем или иным способом обеспечивают стабильность цен на рынке сельхозпродукции. Это дополнительно стимулирует сельхозпроизводителей к увеличению объемов производства, ведь увеличение количества производимой продукции не приводит к серьезному падению цен на нее, и значит, увеличение производства увеличивает доходы производителя.

Кроме того, ряд факторов ограничивает и рост спроса на сельхозпродукцию. Согласно статистике, увеличение дохода на душу населения приводит к непропорциональному росту расходов на продукты питания. Эта закономерность носит название "закона Энгеля" (она была открыта немецким статистиком Эрнстом Энгелем еще в ХIХ веке).

Другим важным фактором, вызывающим отставание спроса на сельхозпродукцию от предложения, является неэластичность спроса по цене. В развитых странах потребности населения в продуктах питания в основном удовлетворены, спрос на сельскохозяйственную продукцию не может вырасти, даже если цены на неё значительно понижаются. Как утверждают  С.Л. Брю и К.Р. Макконнэлл: «...для фермерской продукции в целом коэффициент эластичности составляет от 0,20 до 0,25. Эти цифры говорят о том, что цены сельскохозяйственных продуктов должны были бы понизиться на 40-50 % для того, чтобы потребители увеличили свои закупки всего лишь на 10 %»[1, с. 245].

Вносит в статистику потребления сельхозпродукции немалое значение и демографическая составляющая. По прогнозу ООН, в странах Евросоюза к 2020 году доля лиц старше 60 лет составить около 27%. Учитывая то, что люди старшего возраста испытывают гораздо меньшую потребность в белках, жирах и витаминах, нежели люди молодые, можно с уверенностью прогнозировать долговременное снижение абсолютных объемов потребления сельхозпродукции. Уже сейчас доля лиц старше 50 лет составляет более 20%[5].

Совокупность всех этих факторов и приводит к хроническому перепроизводству сельскохозяйственной продукции в странах Евросоюза и в США.

Как показывает анализ динамики цен в США за последние, примерно, сто лет, проведенный К.Р. Макконнэллом, С.Л. Брю [1, с. 247], начиная с середины XX века цены на сельхозпродукцию росли существенно медленнее цен промышленных поваров. За исследованный промежуток времени цены на сельхозпродукцию выросли, в среднем, в 6 раз, а на промышленные товары – в 12. Статистика ООН показывает сходную динамику и для рынков Евросоюза.

Следствием такой диспропорции в производстве и потреблении сельскохозяйственной продукции стала политика, направленная на сокращение предложения этой продукции на  внутреннем рынке стран Евросоюза и США.

Реализуется эта политика обычно по нескольким направлениям:

1)Прямые дотации за неиспользование сельскохозяйственной земли. Фермеры Германии, например, получают до 600 евро за гектар неиспользуемой земли.

2)Стимулирование экспорта сельскохозяйственной продукции. Многие страны Евросоюза активно отстаивают интересы своих сельхозпроизводителей на международном рынке. В первую очередь, это, конечно, межправительственные договора на поставки тех или иных видов сельхозпродукции. Также широко применяются экспортные дотации, когда за вывоз каждой тонны продукции определенного вида, производитель получает некоторую сумму.

3)Ограничение импорта сельскохозяйственной продукции. С целью ограничения импорта применяются как квотирование импорта по видам продукции, так и введение ограничительных пошлин на импортируемые товары.

4)Стимулирование внутреннего потребления продукции. В США, например, широко используются продуктовые карточки, выдаваемые малообеспеченным слоям населения. Приобрести на эти карточки можно только продукцию местных сельхозпроизводителей, но по ценам, значительно ниже среднерыночных. Разницу в ценах оплачивает государство.

5)Интервенции на рынках сельхозпродукции. При сильных падениях цен, вызванных обильными урожая, практически все государства практикуют скупку излишков продукции.

Кроме того, специфика сельхозпроизводства в странах Евросоюза и в США включает еще и сильное политическое лоббирование интересов сельхозпроизводителей. В течение последних 50-ти лет регулярные попытки некоторых государственных деятелей свернуть господдержку сельхозпроизводства наталкиваются на сильное сопротивление со стороны групп, поддерживаемых ассоциациями фермеров и переработчиков продукции.

До 1992 года затраты на сельское хозяйство представляли собой 49% бюджета стран Евросоюза. Последние годы там активно внедряется единая схема выплат для фермеров, что позволило снизить долю государственной поддержки к общей стоимости произведенной сельскохозяйственной продукции. В 2006 г. доля господдержки составила примерно 32% отмечается в докладе «Сельскохозяйственная политика в странах ОЭСР: мониторинг и оценка 2007 г.».

В России, в результате спада 90-ых и разрушения  централизованной системы управления сельским хозяйством, значительная часть земель сельскохозяйственного назначения перестала обрабатываться. Спад затронул также производство птицы, мяса и молока.

В последние несколько лет на государственном уровне активно обсуждаются меры регулирования сельскохозяйственного производства. Соответствующий раздел, обосновывающий необходимость государственной поддержки сельхозпроизводства был включен в ежегодный бюллетень Счетной Палаты Российской Федерации еще в 2001 году. Усилия государственных деятелей вылились в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. Начиная с 2008 года, за ее реализацию отвечает Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. Согласно данной программе, все регулирование рынка сельхозпродукции в Российской Федерации сводится к интервенциям на рынке некоторых видов сельхозпродукции, и квотированию импорта остальных видов.

Официальный отчет Министерства о реализации программы за первое полугодие 2009 года показывает отставание практически по всем параметрам. Из отчета следует, что капитальные вложения в сельское хозяйство не доходят даже до уровня амортизации; обновления парка сельскохозяйственной техники практически нет; площадь закладки многолетних насаждений составляет менее трети плановой и т.д. Еще печальнее выглядят аналитические отчеты по интервенциям. Согласно опубликованной на сайте Министерства сельского хозяйства информации, государство закупило в 2009 году более 15 млн. тонн продуктов сельхозпроизводства. Для поддержания планового уровня цен в 2010 году потребуется закупить примерно столько же, но государственных контрактов на вывоз таких объемов сельхозпродуктов нет, а более половины мощностей хранения уже занято урожаем прошлого года. Каким образом будет решаться проблема избытка зерновых пока не ясно, но уже понятно, что сама методика проведения масштабных интервенций на рынке сельхозпродукции ничего кроме увеличения нагрузки на бюджет не дает.

Единственные положительные тенденции в отчете – это увеличение производства молока и мяса. Однако устойчивость этой тенденции тоже вызывает серьезные опасения, в первую очередь из-за имеющихся межгосударственных соглашений с Белоруссией на поставки больших количеств продукции мясомолочного животноводства. Если вспомнить, что доля господдержки в продукции Белоруссии превышает 50%, а большая часть предприятий – государственные, конкурентоспособность отечественного мясомолочного производства, основанного на частном капитале, оказывается под вопросом. Доля же господдержки в стоимости сельхозпродуктов в России не превышает 3%.

Таким образом, существующая методика поддержки сельского хозяйства в России не позволяет рассчитывать на серьезные изменения в структуре и масштабах производства сельскохозяйственной продукции. Требуется значительно более масштабное, и, что более важно, более эффективное вмешательство государства в процесс балансирования рынка сельскохозяйственной продукции.

Список литературы:

  1. Макконнэлл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: В 2-х т. /Перевод с англ. 11-го изд. М.: Республика, 1992. Т. 2.
  2. Департамент Сельского хозяйства США: [сайт]. URL: http://www.usda.gov
  3. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации: [сайт]. URL: http://www.mcx.ru
  4. Продуктовая и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций: [сайт]. URL: http://www.fao.org
  5. Статистическое подразделение Комиссии Европейского Союза: [сайт]. URL: http://epp.eurostat.ec.europa.eu
  6. Счетная палата Российской федерации: [сайт]. URL: http://www.ach.gov.ru/ru/

В данной статье анализируется современное состояние государственного регулирования рынка сельскохозяйственной продукции в России. Рассматривается опыт регулирования рынка в данном направлении странами с развитой рыночной экономикой.

In given article the current state of state regulation of the market of agricultural production in Russia is analyzed. Experience of regulation of the market in the given direction by the countries with the developed market economy is considered.

Категория: Экономика и финансы | Добавил: t-pirojkova (27.12.2018)
Просмотров: 69 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar